Анализ одного внезапного Селфи

В одной из социальных сетей я выложил свой автопортрет-селфи, который сделал тут же, сидя в кресле, и сопроводил его подписью – «Somewhere». Это действие не задумывалось мной как провокация, или, тем более, сбор материала для исследования. Однако реакция моих друзей оказалась бурной, и во многом синхронной. Это удивило меня и побудило к размышлению, происходящего в этой заметке. На снимке – человек в футболке, сидящий в кресле. Выражение его лица нейтральное. На снимке нет ничего, привлекающего внимание или провоцирующего ассоциации, кроме человека (собственно, меня).

Какова же реакция? Это была тревога, у некоторых, насколько это возможно понять из «лайков» и коротких комментариев, сильная. И относится она к впечатлению от селфи. Человек на нем (тут неизбежны гипотезы) усталый, он плохо в общепринятом смысле выглядит. Второй важный момент – он выглядит не так, как обычно выглядит на фотографиях в этой социальной сети. Более того, это не та фотография, которые обычно видишь в социальных сетях. Я думаю, что отличие рассматриваемого явления в реальности (встретить, например, своего коллегу или друга на улице в таком виде) или в социальной сети может быть темой отдельного размышления. Это интересно, но думаю, суть явления едина. Друзья проявляют беспокойство, они любят и уважают нас, это понятно и согревает. Но что является причиной беспокойства? Моя гипотеза – это отличие действительности от стереотипа, надломленное ожидание. В чем же состоит ожидание? Наверное, его можно назвать социальным ожиданием, и тут мы входим в поле скрытых, полу- или бессознательных социальных норм.

Ожидание состоит в том, что я вижу перед собой:

  • Контекст (участие в семинаре, прогулка по интересному чем-либо месту – тут тоже есть градация надлома, «я в Милане на фоне Собора», это проходит почти всегда и у всех, а «я на заброшенном заводе» - весьма вероятно встретиться с беспокойством, хоть и не таким сильным, как в моем случае). В моем случае контекст минимален – человек по пояс в кресле.
  • Вид человека – предполагается, что если мы делаем селфи или даем другим снять себя на камеру, мы принимаем некий вид, небезучастный, так сказать. Тут важна именно небезучастность, то есть мы вкладываем энергию в производство снимка, и это, конечно, читается зрителем. «Схваченный образ» приносит удовлетворение. В моем случае делание селфи и выкладывание его стало спонтанным актом, мотивация его, очевидно, существует, но не ясна мне самому. Предполагаю, что и у моих друзей возникли трудности с Классификацией и Пониманием. То, что было схвачено, и схвачено верно – моя усталость. На ней и сосредоточилось беспокойство, выраженное в «лайках» и комментариях.

Выводы:

Социальное ожидание – это мощный фактор производства эмоций. При совпадении с ожиданием возникает удовольствие, при надломе – тревога. Попыткой справится с тревогой часто служит Классификация по найденному признаку. За социальным ожиданием, я думаю, стоит некий фундаментальный принцип психической деятельности – узнавание способствует выживанию, более оптимальной адаптации к опасному внешнему миру. Однако есть риск, классифицировав все явления по известным признакам, пропустить что-то новое. Это имеет большое значение и в работе глубинного психолога, психоаналитика. Вспоминается формула Уилфреда Биона – «Без памяти, без желания», относящаяся к позиции аналитика.

С другой стороны, сейчас я думаю, что, возможно, неприятие мной этих состояний, и в то же время потребность разделить их с друзьями послужило причиной сделать Селфи. Возможно, их беспокойство – это заложенная в этом акте моя тревога, идущая от борьбы с моим неприятным состоянием. Безмолвный акт, как на знаменитой картине Мунка, оказывает более сильное воздействие, и более открыт в интерпретации, чем выраженное в более рациональных формах состояние.

P.S. Подпись, которую я спонтанно сделал к селфи – Somewhere (где-то), усиливает ситуацию неопределенности. Думаю, что если бы я написал, например, «Дома», это сузило бы радиус надлома. «Как его достали домашние», «Много работал днем» - линии Классификации, по которым гасится тревога.