Как дети учатся говорить

Исследователи из Dornsife College Университета Южной Калифорнии выдвинули гипотезу, что мы можем прояснить процесс научения ребенка таким сложным навыкам, как развитие речи, путем сравнения с пением птиц. Одно из возможных обьяснений в том, что звук каждого слова, услышанного ребенком, создает «шаблон», образец в головном мозге, и этот «шаблон» становится внутренней опорой для воспроизведения слова. Когда ребенок пытается произнести слово, то его мозг сравнивает его звук с «записанным». Результат этого сравнения переводится на нейронные цепи (neural circuits), ответственные за создание двигательных команд (движение губ, дыхание). Когда есть совпадение, происходит усиление звука, если же нет – идет коррекция нейтральной цепи. Мы можем имплантировать электроды в мозг певчих птиц и исследовать изменения нейронной активности. Когда птенцы начинают издавать звуки, эти изменения будут говорить о процессе обучения.

Ученые исследовали нейроны мозга зебровой амадины из семейства вьюрковых (zebra finch), внутренне связанные с базальными ганглиями. Цепь «кора-базальные ганглии» - одна из ключевых в формировании двигательных навыков, необходимых для сложных форм поведения. Изменения в работе базальных ганглиях связываются с обсессивно-компульсивными расстройствами, зависимостями (addiction), а также с синдромом Туретта. Было выявлено, что когда птенцы повторяют раннее слышанные ими звуки, в одних нейронах цепи «кора-базальные ганглии» активность повышается, а в других – снижается.

«Эта находка впечатляет, поскольку показывает на уровне нейронов связь между поведенческими попытками достичь ментальной цели. Это ключевое открытие в процессах обучения» - говорит Sara Bottjer, профессор биологии и психологии Dornsife College. Такие сложные навыки человека, как, например, обучение подаче в теннисе, и другие, могут быть обьяснены данным процессом.

(Информация с сайта ScienceDaily)

КОММЕНТАРИЙ CABINET1.RU

Еще одно свидетельство важности матрицы «родитель-ребенок» или, в более широком смысле, окружения ребенка при его развитии. Можно сопоставить данный опыт с нахождением в иной языковой среде, и тот многим лично известный факт, как это продвигает процесс обучения иностранному языку, или с традицией устной передачи информации, от сказок до сложных учений. Интересно, окажется ли схожим механизм усвоения письменной речи, и последующего своего письма – как механизм передачи литературной традиции?