Психоаналитические институты и обучение психоанализу. Российские особенности.
Традиция обучения (тренинга) психоанализу была сформулирована самим основателем школы, З. Фрейдом. Впоследствии этапы подготовки психоаналитика были формализованы его учениками и последователями, были образованы институты психоанализа в широком смысле. Вслед за «Венскими средами», собраниями увлеченных людей в кабинете и под эгидой Фрейда, из-за быстро возросшего интереса к психоанализу, и основанием в 1908 году Венского Психоаналитического Общества, в 1910 году была образована Международная Психоаналитическая Ассоциация (International Psychoanalytic Association, IPA). Она существует и активно развивается и поныне, включая в себя тысячи членов и обучающихся на всех континентах.
Само обучение осуществляется по одной из 3 принятых сейчас моделей – «эйтингоновской» (по имени создателя самой первой модели, Макса Эйтингона, выходца из России, и соратника З. Фрейда), «французской», и «аргентинской». Отличия этих моделей, при их общем сходстве, весьма интересны и имеют под собой глубокие основания. Эта тема заслуживает, и, думаю, получит развитие в отдельной статье.
Общая схема нашего образования исходит из логики самого психоаналитического процесса. Терапевтический эффект достигается через обретение пациентом способности к осознаванию ранее бессознательных содержаний, которые он приносит в кабинет психоаналитика в виде симптомов – психосоматических, фобических, навязчивостей, бессонницы, астено-депрессивных. Очевидно, что психоаналитик должен обладать высокой способностью к такому осознаванию, и получить ее он может исключительно из опыта анализа собственной личности и характера.
Первая, и самая важная ступень обучения психоанализу – личный психоанализ. Если взять наиболее традиционную, «эйтингоновскую» модель, то психоанализом будет считаться анализ с частотой встреч не менее 4 в неделю, на кушетке на протяжении не менее чем 4 лет. Немалый обьем такой работы (не менее 600 часов) необходим для достаточно глубокого «погружения» в личную психическую историю, проработки фаз начала анализа и его завершения, и собственно рабочей фазы.
Второй необходимый «модуль» - это супервизии, обсуждение обучающимся своих случаев, сессий с пациентами с опытным психоаналитиком. Опять же, исходя из особенностей аналитической работы – глубины и необходимой для нее длительности, супервизии проводятся еженедельно в течение не менее 2 лет, необходимо провести 2-3 таких случая.
Третья часть обучения – это психоаналитическая теория, семинары и лекции, часто проводящиеся интерактивно (с обсуждением мнений на основании прочитанных книг и статей, анализа клинического опыта в свете определенного направления). Психоанализ – это развивающаяся наука, как живое дерево, в нем интересно двигаться от корней к самым свежим побегам. В XXI веке привлекают к себе внимание новаторские концепции аргентинских и итальянских авторов, в одной только Англии существует не менее пяти активных школ.
И четвертая часть, которую в 2014 г сформулировал тогдашний президент IPA Стефано Болоньини, предполагает вовлеченность специалиста, как обучающегося, так и закончившего обучение, в жизнь профессионального сообщества, открытость в обсуждении своих концепций и клинических гипотез.
Я описал план, по которому проводится обучение по всему миру в течение почти 100 лет. В России имелись и до сих пор имеются значительные особенности. Российские (еще в смысле Российской Империи) энтузиасты психоанализа (Лу-Андреас Саломе, Сабина Шпильрейн, Моше Вульф и многие другие от Казани до Одессы), а также российские пациенты и меценаты сопровождали новый метод с самого его зарождения. Однако к моменту, когда в других странах шло активное развитие и рост соообщества, в образованном в 1922 году СССР психоанализ был запрещен по идеологическим мотивам. Возможность обучения и открытой практики психоанализа была закрыта почти на 70 лет.
За 25 лет с момента образования демократической России в нашей стране успели достаточно развиться 2 общества – Московское Психоаналитическое Общество и Московская Группа Психоанализа. Под их эгидой возможно официальное вступление в психоаналитический тренинг и прохождение всех его этапов.Развивается психоаналитическое сообщество, со своей скоростью и особенностями, также в Санкт-Петербурге, на Юге России (Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь), в Сибири (Иркутск).
Также для российского специалиста имеется возможность вступления в учебную программу любого психоаналитического общества в структуре IPA в любой точке мира, но в этом случае требуется знание языка и возможности регулярного присутствия на протяжении тренинга (в среднем 8-10 лет) в выбранной стране.